По способу производства она бывает: прессованная (изготовлена из порошкообразной смеси глины, песка и других природных материалов, формующихся под прессом); экструдированная (выработана из тестообразной массы, формование которой происходит при прохождении через экструдер (агрегат, работающий по принципу мясорубки); глазурованная (имеет поверхность, покрытую слоем цветного стекла, придающую ей не только красивый вид, но и твердость и водонепроницаемость); неэмалированная (однородна по составу и, как правило, не имеет декоративных рисунков). Есть ли на строительном рынке альтернатива керамической плитке? Состояние окружающей среды и реалии существования в современном мире убеждают в необходимости выбирать «здоровые» материалы. В этом отношении у керамической плитки очень мало конкурентов. Само по себе сочетание естественных природных элементов ( глины, воды и огня – уже вызывает доверие. Кроме того, в глазах потребителей керамическая плитка обладает длинным списком ценных преимуществ. Она безопасна для окружающей среды, так как высокотемпературная обработка уменьшает риск выделения вредных веществ. Ей не страшны пыль и бактерии, ведь мытье плитки не составляет большого труда. Разнообразие этого материала поистине бесконечно: современный рынок плитки позволяет найти кафель даже для самых узкоспециальных нужд. Очень важно, что в связи с ее чрезвычайно низкой электропроводностью плитка обладает «иммунитетом» против электростатических полей. Очевидны и противопожарные достоинства плитки. И, наконец, еще один плюс: немногие промышленные изделия полностью соответствуют мировым экологическим нормам и стандартам. Какова сегодня плиточная «мода»? Многие неотъемлемые черты, характерные для дизайна керамической плитки прежних лет, уходят в прошлое. Так, например, постепенно теряет популярность плитка с флористическим декором. Им на смену пришло множество геометрических форм в светлых тонах, а также подражание природным материалам – мрамору, известняку, граниту, различным видам камней, даже полудрагоценным. Такая плитка никогда не надоедает взору и напоминает не узоры и арабески, а скорее цветные тени на стене. Как все же выбирать керамическую плитку непрофессионалу? Прежде всего – внимательно. Много необходимой информации можно получить, взглянув на упаковку плитки и уяснив значение размещенных на ней пиктограмм. Например, изображение ступни на черном фоне помещается на упаковках с напольной плиткой. Рисунок кисти руки соответствует плитке для стен. Снежинка обозначает морозоустойчивость. Ступня на заштрихованном фоне – повышенную износостойкость. Лепесток пламени с цифрой 1 или 2 – количество обжигов плитки. Неоднократное повторение одного и того же значка говорит о высоком уровне того или иного показателя. Как правило, указанной информации бывает вполне достаточно, если покупатель четко представляет, какие именно свойства и характеристики плитки особенно важны в том помещении, которое будет ею отделано. Не менее важно учитывать и конкретное место облицовки: пол, стены или их отдельные участки. На что необходимо обратить внимание при выборе керамической плитки? Прежде всего необходимо выяснить, каким методом плитка изготовлена. Большая часть плитки, имеющейся сейчас в продаже, изготовлена методом прессования, а это значит, что ее поры имеют форму спирали. Когда поры имеют форму спирали, то вся сила льда будет воздействовать на внутреннюю структуру плитки, постепенно разрушая ее. Если же отверстие пор широкое, то увеличение объема вызовет нагрузку только в наружном слое. Итак, плитка с плотной структурой и очень низкой пористостью (например, керамический гранит) гарантирует прекрасный результат. Немаловажным фактором, создающим зрительное впечатление, является коэффициент отражения у глазури. О нем можно узнать у продавца. Если отражение нежелательно, то лучше использовать керамическую плитку с так называемой «матовой» глазурью. Нужно помнить также о том, что любое загрязнение менее заметно на темных и имеющих зернистую или хроматическую структуру поверхностях. Но на глянцевых плиточных покрытиях – особенно черного цвета – больше бросаются в глаза царапины и небольшие сколы. Еще более существенные изменения наблюдаются при освещении отделки разным светом. Так, голубая глазурь при освещении желтым светом лампы накаливания будет выглядеть зеленой. При выборе цвета и фактуры руководствоваться желательно не только личными пристрастиями, но и знанием законов природы. Известно, что в каждой стране свои «плиточные» нормативы. Какие они? Технические характеристики и нормы для кафеля давно и подробно разрабатываются во многих странах мира. Существует несколько систем стандартов для керамической плитки. Самые известные из них – стандарты DIN (Германия), UPEG (Франция), BS (Великобритания), ASTM-ANSI (США), UNI EN (Италия). Имеются также российские стандарты: ГОСТы № 6887-90 (плитка для полов), № 6141-91 (плитка для внутренней облицовки стен), № 13996-93 (плитка керамическая фасадная). Но наибольшее распространение и авторитет получили нормы UNI EN, разработанные Европейской комиссией стандартизации (СЕN) в Италии. Эти нормы действительны во всех странах Европы и принявших их неевропейских странах. Стандарты UNI EN при этом не имеют силы закона: допускается реализация керамических изделий, не удовлетворяющих их требованиям. Какой импортной керамической плитке можно отдать предпочтение? Мировым лидером в производстве керамики является Италия, где в настоящее время насчитывается 320 предприятий по выпуску напольной и облицовочной плитки. Италия контролирует около 50% мирового рынка керамической плитки, а также экспортирует: в Германию – более 100 млн.м2, Францию -до 50 млн.м2, США – до 30 млн.м2, в страны Восточной Европы – около 40 млн.м2. Можно ли самостоятельно изготовить изразцы? Родиной изразцов (декоративных плиток из обожженной глины) считается Египет. В России они появились в конце XIV века от мастеров Константинополя и Болгарии. При Петре I изразцы стали применять повсюду в угоду германской культуре и назывались они «кафли» (так в просторечии называли глиняные маски и горшки). Были предназначены как украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки каминов и печей. Изготовить изразцы самостоятельно можно, но сложно. Делают их из умеренно пластичных гончарных мергелистых или фаянсовых глин. Сформованные изразцы высушивают и обжигают в печах при температуре до 1150°С .
|