Довольно часто можно слышать и читать о проблемах, связанных с ремонтом, как о вещах тяжелых, почти трагических, в лучшем случае – смех сквозь слезы. "Вы делаете ремонт?" – пассажир в маршрутном такси, подслушав наш с женой разговор, смотрит на нас с жалостью и участием, почти как на больных родственников, – "ну ничего, пройдет и это, главное – не отчаивайтесь!" "Два ремонта равны одному пожару"- глубокомысленно изрекает древнюю поговорку коллега в курилке и пускается в воспоминания – " вот когда в прошлом году я менял плитку в ванной комнате..." Мне всегда становится неловко в этой ситуации. Правила хорошего тона требуют в ответ изобразить страдание, согласно покивать головой, повздыхать: "ужас, ужас!" – но ничего подобного я не испытываю. Ремонт для меня — это просто рутинная деятельность, не связанная с какими-то особенными эмоциональными или физическими перегрузками. Иногда мне кажется, что люди, которые воспронимают такие мероприятия с удивительной смесью восторга и ненависти имеют, некоторую склонность к мазохизму. Ремонт, в моем представлении, это комплекс достаточно стандартных действий, в общем и целом напоминающий обычную практику предпринимательской деятельности, когда запущен процесс изготовления конечного продукта и в рамках этого процесса решаются вопросы подбора кадров (исполнителей), финансирования проекта и минимизации издержек. И поэтому дело не только в самом ремонте, как в некоем изначально катастрофическом событии, а в людях, которые его организуют, прежде всего в заказчике (владельце недвижимости). У меня не первый ремонт, но в этот раз задача было посложнее — отремонтировать "с нуля" четырехкомнатную квартиру в новостройке общей площадью 170 квадратов. Выбор между бригадой рабочих и строительной фирмой был сделан в пользу бригады по целому ряду причин. По сравнению с приличной фирмой хорошая бригада обходится на 40-50 процентов дешевле, главным образом за счет отсутствия административных расходов компании на персонал (выделяемых обычно в смете отдельной строкой), накруток на "инструменты", черновые матералы, качество и гарантии. И еще: нормальная строительно-ремонтная компания в отношении к моему заказу – это крупная корпорация, а бригада – это малое предприятие, почти семейная лавочка (иногда в буквальном смысле) и если этих людей нормально мотивировать, то у них к работе и заказчику будет тщательный, почти нежный подход, в отличие от формального профессионализма компании. И согласитесь, в принципе, если вы хотите сделать одну сравнительно небольшую вешь, лучше заказать это конкретным мастерам, которые будут заниматься только вами, а не предприятию, штампующему ширпотреб. Теперь о мастерах. Должен признать, что в определенной степени это, конечно, лотерея, даже с учетом того, что вы не поленились и самого начала все сделали как надо, т.е. как минимум посмотрели предыдущие работы, получили рекомендации и т.п. Лично я считаю, что все же самое главное в этих "смотринах" – ваши личные впечатления от первого общения с будущими работниками. Поговорите с людьми по душам (но без панибратства, и упаси бог, заискивания) послушайте их рассказы о жизни, собственных проблемах, планах, услових вашего возможного сотрудничества – эти люди должны вам понравиться! Просто понравиться как приличные и порядочные люди , с которыми вам приятно общаться. И я бы посоветовал не связываться с людьми, которые вам, что называется, не глянулись, хотя бы они по всем признакам и отличные профессионалы. Побольше доверяйте своей интуиции. У меня обычное условие: все закупки черновых материалов возлагаются на бригаду. Раз в неделю, в выходные мы встречаемся на объекте, мне показывают выполненную работу. Предоставляется смета на будущую неделю по работам и материалам, я выдаю деньги, через неделю получаю отчет о затратах с приложением товарных и/или кассовых чеков. Конечно, нужно быть совсем наивным человеком, чтобы не понимать , что цифры, указанные в товарном чеке, могут не совпадать с реально уплаченной суммой. Я в состоянии проверить эти чеки и понять, что примерно 5-7 процентов стоимости черновых материалов я переплачиваю. Я считаю, что это вполне допустимый перерасход, учитывая сохраненные нервы и время (кстати, обычно суммы совпадали с ценами на рынках и в торговых комплексах или даже были несколько ниже, другое дело, что поторговавшись, можно получить некоторую скидку и именно этой скидкой, как я полагаю, строители себя "премировали"). Думаю, что это нормально и допустимо. Я постарался мотивировать людей, сообщив, что если по результатам нашей совместной деятельности мне понравится то, что они сделают, плюс в процессе работы они будут мне активно подсказывать как лучше, удобнее, надежнее, красивее нужно будет сделать ту или иную вещь, какие лучше использовать материалы для отделки, то сверх оговоренной суммы вознаграждения им будет некая сумма выплачена дополнительно. Это было принято с удовлетворением и сейчас, в последние дни ремонта, я могу констатировать, что их советы и помощь были как нельзя уместны (кстати, сумму дополнительного вознаграждения я специально не оговаривал, такая неопределенность сильнее "заводит" людей,а уровень доверия у нас достаточен для того, чтобы они были уверены в том, что обижены не будут). Можно еще много сказать о особенностях и нюансах моего личного опыта, но главные выводы я уже сделал: 1. Ремонт сам по себе не может быть страшен, неприятен или занимать неоправданно большое место в вашей жизни. В течение последних пяти месяцев он занимал у меня 1-2 дня в неделю (приобретение по выходным предметов чистовой отделки.) 2. Полдела в хорошем ремонте – выбрать для проведения не просто профессионалов, а приятных и порядочных людей, которых немало в этом бизнесе. Люди должны нравиться! 3. При всем моем уважении к строительно-ремонтным организациям, очень многие из них не отвечают даже минимальным требованиям, самые лучшие из них – для богатых людей, которые готовы обеспечить компании высокую норму прибыли. Для среднего класса больше подходит старая добрая бригада мастеров. Источник: Газета.ру Автор статьи: Алексей
|