В принципе, начинать ремонт можно после подготовки и утверждения планировочного решения (плана, на котором отображено расположение новых стен и перегородок). Довольно редко бывает так, что "вдруг возникают" мысли о новом планировочном решении на этапе, когда дизайнер занимается подбором мебели и аксессуаров. Так, что если Вы человек основательный и приняв решение, как правило, от него не отступаете, то вперед! Ваш подрядчик после утверждения дизайн-проекта должен составить смету по черновому (как минимум) материалу и предоставить ее Вам для утверждения. Как анализировать смету и что с ней делать мы рассказывали в предыдущих выпусках. Основное требование к смете – она должна быть максимально детализирована и по проводимым работам и по используемым материалам. Даже если вы делаете ремонт сами, смету по материалам имеет смысл составить, чтобы спрогнозировать свои расходы. В смете указаны ВСЕ Ваши расходы на ремонт. Если же Вы что-то "утаили" или оставили "на потом", то нужно готовиться к дополнительным расходам, которые могут превысить Ваши ожидания и, чем позже Вы раскроете свои "секреты" строителям, тем на большие расходы Вы можете "попасть". Искусство проведения переговоров - дело тонкое, но выбить существенную скидку - реальная перспектива. Сейчас рынок услуг по ремонту и дизайну достаточно насыщен и предлагаемые цены на услуги лежат в области рентабельности 15-25%. Поэтому, для стабильно работающей ремонтно-строительной компании реальной является скидка 10%. Настораживают скидки более 15% - за все нужно платить и большие скидки могут означать снижение качества, уровня сервиса и т.д. Скидки по материалам, как правило, не предоставляются. Строительные компании держат цены на уровне мелкооптовых (розничных) цен, в дополнение к этому берут на себя обязательства по контролю качества поставляемого материала. Закупать и доставлять материал самостоятельно не выгодно - Вы закупаетесь по розничной цене, тратите дополнительное время и нервы на поиск, выбор, доставку и т.д. Кроме того, если Вы предоставляете "свой" материал, компания обязательно поднимет вопрос по гарантии на проведенные работы. Таким образом, ничего не теряя, Вы становитесь более интересным клиентом, если отдаете компании на откуп и материалы и работу (при этом еще и экономите), а в результате и всю ответственность за сделанную работу! Многие строители говорят буквально следующее: "Ремонт должен начинаться с того, что хозяин собирает вещи и уезжает!". На самом деле, это очень разумное решение, даже если Вам приходится снимать квартиру на время проведения ремонта. Во-первых, вещи останутся в нормальном состоянии, в первую очередь это касается аппаратуры и дорогой мебели. Во-вторых, Вы продолжаете жить в нормальных условиях, а не в квартире, где размыли потолки, сломали стены, демонтировали унитаз, в воздухе витает гипсовая пыль, на кухне нет света и т.д. В-третьих, по статистике 10% семей, которые решили пережить ремонт "не отходя от кассы", в результате бытовых неурядиц и споров распадаются, так и не дождавшись окончания ремонта. В-четвертых, Вы спасаете себя от лишних "гениальных" идей по ходу выполнения работ. В-пятых, значительно сокращаете сроки проведения ремонта - работы ведутся параллельно во всех комнатах. После утверждения сметы нужно потребовать от компании-подрядчика плана выполнения работ – это дисциплинирует подрядчика и дает Вам промежуточные контрольные точки. В плане должны присутствовать конкретные сроки и конкретные работы, планируемые на этот срок. Без такого плана, на Ваш вопрос: "Почему так медленно идут работы?", Вы будете получать до боли знакомый ответ: "Не волнуйтесь - все успеем!". В данном случае Вы получаете удовлетворение лишь от того, что пророчески предсказали срыв сроков. План становится Вашим "настольным" документом, который Вы можете при случае предъявить прорабу и потребовать мотивированных объяснений. Без понедельного плана понимание того, что сроки сорваны, приходит к подрядчику и к заказчику в последнюю неделю работ по договору, как следствие - авральные ускорения, снижение качества работ, испорченные отношения. К сожалению, у нас в стране пунктуальностью "страдают" не многие и невыполнение обязательств в срок трагедией не считается, но у Вас есть шанс управлять процессом с помощью пеней, прописанных в договоре. Пик ремонтно-строительных работ приходится на июль-август. В это время у большинства компаний появляется дефицит в рабочей силе, начинаются провалы по срокам, авралы, повышение цен. Поэтому, если Вы задумали ремонт и можете выбрать время, то лучшее начать ремонт в конце апреля - начале мая. Пару недель уйдет на поиск фирмы, и согласование дизайн-проекта. Основные работы будут выполнены до "пика", Вы экономите деньги и на стройматериале (успеваете до сезонного скачка цен, который приходится обычно, на июнь), обеспечиваете планомерную работу и повышенное внимание со стороны подрядчика. Очевидны минусы "зимнего" ремонта, они связаны исключительно с технологическими проблемами строительства - невозможностью эффективного проветривания при пониженных температурах и т.д. С чего начинаются ремонтные работы? Для "старых" квартир это в первую очередь слом и демонтаж отживших свой век стен и перегородок, снятие покрытия со стен и потолка. Этот этап один из самых "грязных" этапов ремонта. Во многих старых квартирах сохранился неплохой паркет. Спасти это чудо поможет полиэтиленовая пленка, покрытая сверху оргалитом, но в любом случае паркет придется восстанавливать после ремонта, т.е. циклевать и покрывать лаком. Если паркет уже много раз циклевался и толщина покрытия совсем маленькая, то он может не пережить еще одну операцию по его обновлению. Еще одна из самых "пыльных" работ – замена (если она запланирована) оконных блоков и устройство оконных откосов и подоконников. Это необходимо сделать сразу, т.к. на последующих этапах грязь и пыль будут недопустимы, а при малярных работах вообще нельзя открывать окна (недопустимы большие перепады температуры и влажности). После установки окон и подоконников необходимо их сразу упаковать полиэтиленовой пленкой, подоконники вдобавок накрыть оргалитом (во избежании царапин). Следующим этапом начинаются работы по прокладке электропроводки. Проводку можно проложить в стенах или по полу. Для обеспечения электробезопасности и повышения надежности проводку прокладывают внутри металлических труб. Труба защищает проводку от внешнего повреждения дрелью, а также позволяет заменить провод целиком, не вскрывая стен и пола, просто протащив новый провод вместо старого. Для того, что бы проводка была “перетягивающаяся”, необходимо сразу обговаривать это при заключении договора, т.к. в трубы должна быть заложена специальная проволока. Малярные работы ведутся вслед за прокладкой электропроводки. Частая ошибка при проведении работ параллельно – забыли проложить один из кабелей, а маляры уже отштукатурили и выровняли стены, в итоге дополнительные телодвижения по заделке штроб на готовой стене. Места расположения выключателей и розеток, их количество должны быть продуманы заранее. Обычно схема разводки электропроводки входит в состав дизайн-проекта. Даже если Вы делаете ремонт сами или пригласили знакомого специалиста, в любом случае стоит начертить схему электропроводки, где в стенах проходит скрытая проводка. Система в дальнейшем должна быть готова к обслуживанию в случае отказов. Кроме электропроводки (220 В) прокладывается телефонный кабель и осуществляется подводка телевизионного кабеля. Силовой кабель не следует прокладывать вместе с телефонным и антенным во избежание наводок и помех. Особо тонкий момент связан с прокладкой телевизионного кабеля. Часто для того, что бы сделать в квартире два (или три) телевизора, просто “надежно припаивают” параллельно второй кабель, тем самым, понижая сопротивление кабеля с 75 Ом до 37,5 Ом. В результате качество изображения сильно ухудшается, появляется “снег” на экране, не принимается ряд программ и т.д. Во избежание этого, надо приглашать специалиста со специальным оборудованием, для того, что бы он измерил уровень сигнала по каждой ТВ-ветке и установил либо ТВ-усилители, либо ТВ-фильтры. Малярные работы занимают наибольшее время, поэтому их выполняют по возможности параллельно во всех помещениях. Задержки связаны с технологией. Каждый накладываемый слой штукатурки (или шпатлевки при финишной отделке) должен полностью высохнуть, прежде чем продолжать работу. Но результат потрясающий - абсолютно ровные стены и потолок делают помещение зрительно объемнее, любое покрытие: краска или обои ложатся ровно, сохраняется рисунок, нет перекосов. Работы в санузле и кухне начинаются параллельно с малярными работами. Так называемые "грязные" работы лучше сделать в первую очередь и одновременно. Проводятся сварные работы, штробление и разводка труб в соответствии с планом размещения сантехники. Готовится подводка под радиаторы отопления, устанавливаются краны и кронштейны, сами радиаторы не устанавливаются. Электропроводка в санузле должна обязательно иметь заземление. Если в доме не предусмотрена разводка "земли", провод заземления можно подключить к корпусу стандартного щитка, где установлен электрический счетчик, а если в доме вообще не подведена “земля”, необходимо рассчитать УЗО на все приборы с заземлением. Далее работы в санузле идут по своему плану. Устанавливается ванная, затем выравниваются стены, и укладывается плитка на стены. Следующим этапом монтируется потолок и укладывается плитка на пол. В последнюю очередь устанавливаются прочие сантехнические устройства, смесители и аксессуары. По окончании прокладки электропроводки, установки подрозетников и распаечных коробок проводится контроль напряжения на всех точках. Концы проводки изолируются и укладываются в подрозетники. На этом этапе розетки и выключатели не устанавливают, дабы сохранить их товарный вид. Параллельно производится финишная шпаклевка стен. Для технологически точного контроля за высыханием слоя штукатурки (шпатлевки), применяют влагомеры – специальные приборы измеряющие влажность материала. Следующим этапом проводятся работы по устройству стяжки пола. Стяжку можно выполнять различным материалом - от обычной кладочной цементно-песчаной смеси до самовыравнивающихся полов. Плюс простой смеси в ее дешевизне, минус - такую смесь гораздо труднее выровнять по горизонту и время окончательного высыхания такой стяжки составляет 40 дней, только после этого можно проводить следующий этап работ с полом, т.е. срок достаточно большой. Наливные самовыравнивающиеся полы – гораздо более дорогой, но очень технологичный материал. Выравнивание происходит почти "автоматически", т.е. заливается жидкий раствор смеси, который растекается, и дает горизонтальную поверхность. Время окончательного высыхания – 15 дней, т.е. значительный выигрыш по времени. Система "теплый пол" устанавливается в стяжку. В случае невозможности применения так называемых “мокрых процессов”, применяется технология сухого выравнивания (насыпная технология). Следом за стяжкой устанавливаются дверные коробки и двери. Установка дверей должна производится с учетом толщины будущего напольного покрытия. Саму дверь после монтажа можно снять с петель и убрать на время ремонта или упаковать ее в полиэтиленовую пленку, чтобы защитить от повреждений. Параллельно могут быть окрашены потолки и уложена плитка в тех помещениях, где это запланировано. Укладка плитки должна осуществляться на окончательно высохшую стяжку. Завершение устройства пола зависит от планируемого покрытия. В большинстве случаев (если только финишным покрытием не является плитка) стяжку покрывают битумной мастикой и укладывают фанерные листы, притягивая их к полу саморезами. Для обеспечения плотного крепления фанеры и долгой службы пола без скрипа и вспучивания один лист фанеры крепят на 30-50 саморезов. Фанера дает дополнительную тепло и звукоизоляцию. После завершения монтажа фанеры можно наклеить обои под покраску. В комнатах, где финишное покрытие пола – ламинированный паркет или паркетная доска, в первую очередь наклеивают обыкновенные обои (не под покраску). Затем осуществляют монтаж напольного покрытия. Если финишным покрытием пола является штучный паркет, то в первую очередь укладывается паркет, циклюется и покрывается одним слоем лака. После этого производится наклейка обычных обоев, а затем паркет покрывается остальными слоями лака (в зависимости от качества паркета и лака). Данная последовательность связана исключительно с операцией циклевки, при проведении которой образуется большое количество пыли. Несмотря на то, что хорошие циклевочные машины оборудованы пылесосом, достаточное количество пыли осаждается на окружающих предметах, в том числе и на стенах. Пыль очень едкая и плохо смывается, поэтому, чтобы не испортить обои их наклеивают после циклевки, а чтобы паркет не набрал избыточную влагу, перед наклейкой обоев его покрывают одним слоем лака. В принципе основные работы после этого можно считать завершенными. Осталось установить плинтуса, декоративные элементы, выключатели и розетки, карнизы, навесить двери, наличники и пр. Заканчивая статью, хочу отметить, что последовательность работ приведена в общих чертах и в зависимости от конкретной ситуации - количества комнат в помещении, наличия ресурсов, специфики при построении многоуровневых помещений, может изменяться. Здесь приводится простейший случай, для введения в технологию производства работ. В общем, она построена на естественной логике и каждый человек, способный к анализу может построить такую последовательность сам. Желаем Вам совершить как можно меньше ошибок при проведении ремонтных работ и предостеречь от ошибок своих знакомых и нерадивых подрядчиков! Если у Вас возникли какие-нибудь вопросы, то мы с радостью ответим Вам на них.
|